
Покупка подержанной машины всегда связана с риском, особенно если нет опыта. Один неучтенный дефект может обернуться дорогим ремонтом уже в первый месяц владения. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, важно правильно оценить техническое состояние автомобиля. Рассказываем, на что смотреть при проверке кузова, двигателя, коробки переключения передач, ходовой части и автомобильного салона.
Кузов
Первым делом проверьте состояние кузова — это основа автомобиля. Обратите внимание на зазоры между деталями: капот, двери, крылья и багажник должны закрываться ровно. Разные зазоры или следы свежей покраски могут указывать на кузовной ремонт после ДТП. Пройдитесь по машине толщиномером, если есть — он покажет, где слой краски отличается от заводского.
Посмотрите на пороги, арки и днище — это зоны, где чаще всего появляется коррозия. Даже если ее зашпаклевали и покрасили, под слоем может продолжаться гниение. Ржавчина на несущих элементах — серьезный повод отказаться от покупки.
Полезный совет
Проведите магнитом по подозрительным участкам — шпаклевка его не притягивает. Также проверьте стекла: если год выпуска на них разный, вероятно, была замена после ДТП.
Двигатель
Запустите мотор и послушайте, как он работает. Посторонние звуки — стуки, скрежет, неустойчивая работа — часто сигнализируют о проблемах. Осмотрите моторный отсек: потеки масла, антифриза или другие загрязнения указывают на износ сальников и прокладок.
Спросите, когда меняли ремень или цепь ГРМ — их замена стоит дорого. Проверьте уровень и состояние масла: мутное, с запахом гари — признак перегрева или износа. Если в расширительном бачке охлаждающей жидкости пена — возможно, пробита прокладка головки блока.
Более глубокая проверка двигателя возможна в автосервисе.
Полезный совет
Открутите масляную крышку — если там эмульсия (похоже на майонез), возможны проблемы с прокладкой ГБЦ. Также проверьте уровень антифриза: его снижение говорит о расходе жидкости.
Коробка передач
Если машина с «механикой», переключите все передачи — ход рычага должен быть четким, без хруста. При трогании и движении не должно быть пробуксовки сцепления или шума со стороны коробки.
Для автоматических и вариаторных трансмиссий важна плавность переключений. Рывки, задержки или удары при включении — признаки износа гидроблока, сцеплений или программных сбоев. Также посмотрите на цвет и запах трансмиссионной жидкости — она должна быть чистой, без запаха гари.
Полезный совет
Если есть возможность, проверьте состояние масла в коробке — мутная жидкость с запахом гари указывает на износ. На тест-драйве обратите внимание на обороты при переключениях — скачки недопустимы.
Ходовая часть
Проверьте подвеску — пройдитесь по неровностям, послушайте, как машина ведет себя. Скрипы, глухие удары и раскачка — признаки изношенных амортизаторов, сайлентблоков или шаровых.
Проверьте люфт в рулевом управлении. Слишком легкий руль может указывать на проблемы с усилителем, тугой — на износ механизма. Также обратите внимание на поведение при торможении: машину не должно тянуть в сторону, а педаль тормоза не должна проваливаться.
Полезный совет
Попробуйте сами проехаться на автомобиле. Во время езды отпустите руль — если машину уводит в сторону, возможно, нарушена геометрия. Также посмотрите на износ шин: неравномерный износ указывает на проблемы с подвеской.
Салон
Внутреннее состояние не влияет напрямую на безопасность, но многое рассказывает о предыдущем владельце. Изношенные сиденья, облезлые кнопки, грязный потолок или потертости на руле при малом пробеге могут говорить о скрученном одометре.
Проверьте работу всех электроприборов: стеклоподъемники, кондиционер, магнитола, подогревы, свет. Если что-то не работает — это повод торговаться, но также и показатель уровня обслуживания машины.
Полезный совет
Осматривая салон, снимите коврики и загляните под обивку в багажнике — там часто скрываются следы ремонта или коррозии. Слишком «свежий» салон может означать, что автомобиль готовили к продаже, скрывая изъяны.
Осмотр подержанной машины — это не просто «внешний вид» и пробег. Даже при красивом кузове внутри могут скрываться неисправности. Поэтому нужна тщательная диагностика автомобиля: лучше потратить 2-3 часа, чем потом месяцами ездить по автосервисам. А еще разумно привлечь специалиста для диагностики — особенно если не уверены в себе.