
Ремень ГРМ (газораспределительного механизма) — один из самых критичных элементов двигателя. Его обрыв или проскальзывание может привести к серьезным поломкам и дорогостоящему ремонту. Поэтому своевременная замена ГРМ имеет большое значение.
Ремень синхронизирует работу коленчатого и распределительного валов, обеспечивая правильное открытие и закрытие клапанов в тактах работы двигателя. Если он рвется или перескакивает, клапаны могут столкнуться с поршнями, что приведет к:
- Загибу клапанов – потребуется капитальный ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ).
- Разрушению поршней – дорогостоящая замена.
- Остановке двигателя – машина просто заглохнет на ходу.
На бензиновых моторах с высокой степенью сжатия (особенно современных) при обрыве ремня ГРМ почти гарантированно встречаются клапана с поршнями. На некоторых дизелях и старых двигателях (например, 8-клапанных ВАЗ) – может обойтись без серьезных повреждений, но рисковать не стоит.
Когда менять ремень ГРМ?
Срок замены зависит от модели авто и рекомендаций производителя. Обычно интервал составляет 60 000–120 000 км или 5–7 лет (даже если пробег небольшой, резина стареет и трескается).
Признаки износа ремня ГРМ:
Трещины, расслоение, потертости – если ремень выглядит поврежденным, менять нужно срочно!
- Свист или шум при работе – может указывать на износ подшипников роликов или слабое натяжение.
- Неустойчивая работа двигателя – перескок на зуб приводит к сбоям в работе мотора.
- Масляные потеки на ремне – контакт с маслом разрушает резину.
Если ремень порвется, двигатель может выйти из строя мгновенно – лучше не ждать симптомов, а менять по регламенту.
При замене ремня ГРМ рекомендуется обновить и сопутствующие детали: ролики (натяжной и обводной), помпу (водяной насос), сальники коленвала и распредвала.
Как заменить ремень ГРМ своими руками
1. Зафиксируйте положение валов. Снимите кожух ремня ГРМ, проверните коленвал за болт до совпадения меток (обычно на шкивах и блоке двигателя). Если меток нет – сделайте свои (маркером).
2. Ослабьте натяжитель (ключом или специальным инструментом). Снимите старый ремень, не проворачивая шкивы (иначе метки собьются).
3. Проверьте состояние роликов и помпы. Прокрутите ролики – не должно быть люфта и шума. Осмотрите помпу на предмет подтеков.
4. Установите новый ремень ГРМ. Наденьте ремень по меткам, соблюдая направление вращения (если указано). Натяните его с помощью натяжителя (не перетягивайте!).
5. Проверьте метки: проверните коленвал на 2 оборота вручную – метки должны совпасть. Заведите мотор, и убедитесь, что нет посторонних шумов.
Если не уверены в своих силах – доверьте замену специалистам СТО. Обращайтесь, чтобы записать на ремонт.